Легенда к набору "Нарушители", рассказ №4
Диверсант с бесшумным оружием и рюкзаком
Ярослав Зацаринный
– С этим делом справится только один человек – Малыш Робби Садлер, – генерал Бойд оглядел собравшихся поверх очков. Возражений не последовало – во-первых, никто в здравом уме не станет спорить с Бойдом, а, во-вторых, собравшиеся хорошо знали – кто-такой сержант Роберт Садлер.
– Как Вы собираетесь убедить его взяться за это? – майор Хэйден не зря считался любимчиком Бойда, ему даже было позволено задавать вопросы. И, как немедленно выяснилось, получать на них ответы.
– Очень просто. Вы лично поедете к нему и привезёте его сюда, можете пообещать ему за это новую пару рыжих ботинок с армейского склада. Когда он увидит – о чём идёт речь – он сначала откажется, а потом согласится, – Бойд снял очки и положил их поверх папки, давая понять, что брифинг окончен.
Хэйден не стал ничего выдумывать, а попросту сделал то, что ему поручили: взял на складе новую пару красно-коричневых ботинок M1948, заказал вертолёт, машину и менее чем через сутки уже стоял в дверях сельского домика Садлера с поднятыми руками. В одной руке у Хэйдена были антикварные ботинки – в другой папка с документами. Двухметровый Малыш Робби Садлер целую секунду оценивал ситуацию, затем убрал дробовик, выплюнул прямо на ковёр погасшую сигарету и расхохотался, сгибаясь пополам и хлопая себя по коленям ладонями, размером с ковш экскаватора. Потом кивнул Хэйдену, чтобы тот опустил уже руки и прошёл в дом.
– В следующий раз они пришлют ко мне девицу из церковного хора, – буркнул Садлер, одной рукой забирая у Хэйдена ботинки, а другой указывая майору на продавленное кресло.
Далее всё пошло именно так, как и говорил генерал Бойд – сначала Садлер упрямился, потом отказался, потом вернулся от самой двери кабинета, уселся напротив Бойда и принялся задавать дельные вопросы. Потом замолчал. Бойд назвал сумму – Садлер кивнул.
– Этот странный завод должен взлететь на воздух как бы сам по себе?
– Нет, специалистам из КГБ должно быть ясно, что его взорвал опытный диверсант, незаметно пришедший и так же незаметно исчезнувший.
– То есть, я должен пройти так, чтобы меня никто не видел, верно?
– Верно.
– Значит мне не надо изображать местного?
– Не надо.
Сержант поразмыслил немного и вновь кивнул бритой головой.
– Только достаньте мне немецкий рюкзак – мой так и остался во Вьетнаме. И ещё мне нужна любимая «маслёнка» M3, куча патронов и неделя на полигоне – побегать, пострелять, размяться.
Через две недели Бойд, Хэйден и офицеры из европейского офиса собрались на небольшой поляне в 15 километрах от границы СССР. Ждали Садлера. Его привезли на неприметном грузовичке – сержант выпрыгнул на дорогу, и у всех, кроме Бойда и Хэйдена, отвисли челюсти.
– Боже, он что, начитался Моррелла и теперь играет в Джона Рэмбо? – пробормотал себе под нос один из «европейцев».
– Нет, лейтенант, это Рэмбо списан с Малыша Робби. Но Робби куда как получше – он просто лучший, – с отцовской гордостью провозгласил Бойд, – Ну что, Робби, малыш, я вижу, ты ещё хочешь о чём-то спросить папочку, спрашивай, не стесняйся.
– Как вы думаете, сэр, а зачем русские построили этот завод так близко от границы? Они же не идиоты?
– Трудно понять русских, но они, определённо, не идиоты. Возможно, просто переоценили свои возможности по обеспечению секретности. Ты присмотрись там получше, может это и не завод вовсе, а что-то ещё? Твои выводы будут весьма ценны.
– Вы отправляете этого человека взрывать объект на советской территории, а сами даже не уверены, что это что-то стоящее? – молодой лейтенант, наверняка прибывший в Европу прямиком из Вест-Пойнта, смотрел на Бойда как на кретина.
Хейден со своего места отлично видел, как Бойд и Садлер одинаково взглянули на лейтенанта с какой-то нехорошей жалостью, однако генерал всё же нашёл нужным ответить.
– Суть задания не в том, чтобы непременно испортить русским их новую игрушку. А в том, чтобы послать им ясный сигнал, если Вы способны понять, о чём я, лейтенант.
Садлер пожевал губами, прищурился на садящееся солнце и кивнул. Потом попрыгал на месте, убедился, что всё надёжно закреплено и подогнано. И отправился прямо на восток быстрым бесшумным шагом.
Справочная информация:1. Майкл Винсент Хэйден (Michael Vincent Hayden), 1945 г.р. — сотрудник американских спецслужб, генерал ВВС США, директор Агентства национальной безопасности (1999 −2005), директор ЦРУ (2006—2009)
С 1980 по 1982 год Хэйден, получивший к тому времени звание майора, был начальником разведки истребительного формирования, размещённого на военно-воздушной базе Осан в Южной Корее. В конце 80-х Хэйден вернулся в США и получил работу в отделе стратегического планирования штаб-квартиры ВВС в Пентагоне. Начальник Хэйдена генерал Чак Бойд (Chuck Boyd) в 1989 году оказал ему протекцию для назначения на пост директора отдела оборонной политики и контроля над вооружениями в Совете национальной безопасности США.
2. Красно-коричневые ботинки M1948 выпускались с 1948 почти до середины 60-х годов. Запасы этой обуви ещё долгое время оставались на армейских складах США. Это ботинки высотой десять с половиной дюймов, шнуровавшиеся на одиннадцать люверсов. Гладкая кожа верха соединялась с подошвой, имевшей «алмазный» рисунок протектора, по технологии Goodyear.
Ботинки M1948 обеспечивали хорошую поддержку лодыжки и были очень удобны в длительных маршах, чем и заслужили свою популярность.
3. Писатель Робин Мур (Robert Lowell «Robin» Moore) и военнослужащий Сил специального назначения штаб-сержант Барри Садлер (Barry Allen Sadler) стали авторами знаменитой «Баллады о «зелёных беретах» (Ballad of the Green Berets). Мур к этому времени уже получил известность как автор книги-бестселлера «Зелёные береты». Садлер принимал участие во Вьетнамской войне, где был ранен. Мелодию к песне Садлер сочинил, когда лежал в госпитале в США. В его исполнении песня выпущена в виде сингла в начале 1966 года.
4. Бесшумный пистолет-пулемёт M3 был принят на вооружение 12 декабря 1942 года под наименованием «United States Submachine Gun, Cal. .45, M3». Производство затвора освоила корпорация «Buffalo Arms», производство остальных деталей и сборку оружия выполняло предприятие «Guide Lamp Division», входившее в состав компании «General Motors».
Прозвище «Grease gun» (шприц для смазки) он получил за встроенную в рукоятку маслёнку и внешнее сходство со смазочным шприцом для подвески автомобилей и прочих узлов, снабжённых пресс-маслёнками. На ствол с глушителем зачастую шили специальный чехол, чтобы не обжигаться при стрельбе.
По разным данным, серийное производство глушителей для M3 продолжалось до самого конца войны, но не отличалось массовостью. Основным эксплуатантом M3 с интегральными глушителями, по очевидным причинам, стало Управление стратегических служб. Кроме того, с определённого времени такое оружие в ограниченных количествах передавалось британскому Управлению специальных операций (SOE).
Известно, что США и Великобритания сохраняли имеющиеся M3 на вооружении в течение достаточно длительного времени. Предпринимались попытки создания нового оружия аналогичного назначения, но даже самые удачные образцы далеко не сразу смогли заменить устаревшие пистолеты-пулемёты. Возможно, некоторое количество пистолетов-пулемётов M3 с глушителями от Bell Laboratories / High Standard все ещё остаётся на секретных складах Центрального разведывательного управления или иных американских организаций, однако теперь никто не рассматривает их в качестве реального оружия для современной войны.
5. Джон Рэмбо – американский зелёный берет, участник войны, побывавший в плену. Главный герой романа-бестселлера «Первая кровь» (First Blood) американского писателя Дэвида Моррелла (David Morrell), вышедшего в свет в 1972 году.
6. Специальные Силы Армии США (U.S. Army Special Forces) – американский спецназ, известный как Green Berets («Зелёные береты»). Это отборные подразделения Армии США, предназначенные для ведения партизанской войны и организации спецопераций – антипартизанских, диверсионных, контртеррористических и подобных.
«Зелёные береты» ведут свою историю с 1952 года с формирования особой группы из сотрудников Управления стратегических служб (УСС), созданного во время Второй Мировой войны, и появившегося в 1947 году ЦРУ. Первоначально группа состояла из десяти человек и занималась изучением опыта английских САС в области диверсионных и разведывательных действий. Местом базирования группы была выбрана база в Форт-Брэгг в штате Северная Каролина. Неофициальным отличительным знаком подразделения стал берет темно-зелёного цвета.