Впервые такой набор я увидел в 1975 году: набор купили мальчику, ходившему со мной в один детский сад. Меня потрясли эти катера – их счастливый обладатель вынес своё сокровище на вечернюю прогулку, чтобы поиграть ими в песочнице, и я не отходил от него, играл вместе с ним, еле удерживаясь от попыток засыпать один катерок песком, чтобы он как бы потерялся, а я позднее его как бы нашёл. Мама этого мальчика даже разрешила мне взять два катера домой поиграть на выходные, и я отчётливо помню, как мне не хотелось их возвращать законному владельцу.
Разумеется, мне не купили эти катерки ни тогда, ни позже. В конце 80-х – начале 90-х годов мне встречались в ещё советских магазинах игрушек те же катера, но склеены они были совершенно неаккуратно, а цветовая гамма состояла только из серого и белого цветов. Я купил себе четыре штуки, но потом отдал их кому-то, так как это были совсем не те катера, которые мне были нужны.
Буксир
(https://img-fotki.yandex.ru/get/9347/99250882.4/0_977ba_a4f76d98_XXL.jpg) (https://fotki.yandex.ru/next/users/anorfin/album/200403/view/620474?page=0)
(https://img-fotki.yandex.ru/get/9359/99250882.4/0_977bd_905d7441_XXL.jpg) (https://fotki.yandex.ru/next/users/anorfin/album/200403/view/620477?page=0)
Катер спасательный
(https://img-fotki.yandex.ru/get/6/99250882.7/0_bffe5_9bc342d3_XXL.jpg) (https://fotki.yandex.ru/next/users/anorfin/album/200403/view/786405?page=0)
(https://img-fotki.yandex.ru/get/9509/99250882.7/0_bffe8_c67c5273_XXL.jpg) (https://fotki.yandex.ru/next/users/anorfin/album/200403/view/786408?page=0)
Разноцветные катера могут быть как без надписей, так и с надписями на палубе, проясняющими тип судна. Катера с надписями, как мне представляется, более позднего выпуска, либо произведены другим предприятием. Отмечу, что среди пяти или шести экземпляров глиссера, виденных мною, не было ни одного без надписи. Оба виденные мною экземпляра пассажирского судна на воздушной подушке (СВП «Сормович») никаких надписей не имели.
Удивительно, но все катера этого типа совершенно неиграбельны в воде: негерметичный шов между верхней частью (палубой) и нижней (корпусом) и сквозные окна надстроек приводят к тому, что катер быстро наполняется водой и идёт ко дну. С другой стороны, из-за того, что катера сделаны не по ватерлинию, а с полным корпусом, – практически все судёнышки отказываются ровно стоять на полу или на столе. Исключение составляют спортивный скоростной катер, глиссер и оба судна на воздушной подушке. В результате, игру со сколько-нибудь развёрнутым сюжетом с этими катерами можно устроить только на толстом ковре с длинным ворсом или в песочнице.
Ещё более удивительно то, что я не встречал ни одного мальчишки, который, увидев такой катерок, остался бы к нему равнодушным. Этими катерами дорожили абсолютно все мои знакомцы, владевшие ими, – выменять их было невозможно.
Ярослав Зацаринный,
г. Ростов-на-Дону, 2013-16гг.
Размеры катеров, мм:
- буксир: 83;
- скутер: 80;
- катер водолазный: 84;
- катер: 84;
- катер прогулочный: 84;
- катер спасательный: 84;
- катер на воздушной подушке: 64;
- пассажирское СВП: 80;
- глиссер: 70.
N.B. Фото остальных катеров и сравнение судёнышек с надписями и без надписей - размещу по мере изготовления фото!
Страница из каталога 1960 года западногерманской фирмы Jean Hoeffler. Дети в СССР знали фигурки ковбоев и индейцев от этой компании, у них на подставках была характерная надпись "W. Germany".
(https://img-fotki.yandex.ru/get/16181/99250882.a/0_ce58a_9ba286ee_orig.jpg) (https://fotki.yandex.ru/next/users/anorfin/album/219389/view/845194?page=0)
Как видим, "Морскую флотилию" из СССР придумали в Jean Hoeffler.
Интересно, глиссер, "Сормович" и СВП Кристофера Коккерела - наши оригинальные игрушки? Или их прототипы будут обнаружены позднее?