Автор Тема: ШВЕДСКИЙ ПОТОП  (Прочитано 1306 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кит Доутсон

  • Ст.лейтенант
  • **
  • Сообщений: 235
  • Карма: +60/-0
    • Москва
ШВЕДСКИЙ ПОТОП
« : 06 Янв 2016, 19:28:21 »
ШВЕДСКИЙ ПОТОП

 Шведский потоп

Материал из Википедии — свободной энциклопедии, также Кровавый Потоп, Шведская Погибель (польск. Potop Szwedzki) — вторжение шведов в Речь Посполитую (Польшу) в 1655−1660 годах, причинившее этому государству огромный урон. Обусловило заключение Виленского перемирия в Русско-польской войне 1654−1667 годов и совместную борьбу враждующих сторон против грозящей гегемонии шведов. Формально закончился после перемирия в Оливе.

Осенью 1654 года шведское правительство пришло к убеждению, что оно не может далее пассивно наблюдать за развитием успеха русских войск в Речи Посполитой в ходе русско-польской войны, и шведское государство должно вмешаться, но вопрос о форме вмешательства оставался открытым.
В декабре 1654 года состоялось заседание шведского риксрода, где было принято решение, что события приобретают такой оборот, что Швеция должна вмешаться. Одновременно, с целью воспрепятствования дальнейшему укреплению России, члены риксрода отдавали предпочтение заключению союза с ослабленным Польско-литовским государством. По мнению шведских правящих кругов, для заключения союза польский король Ян II Казимир Ваза должен был отказаться от притязаний на Ливонию, согласиться на шведский протекторат над Курляндией и на уступки в Восточной Пруссии — это обеспечивало бы превращение Балтийского моря в «шведское озеро», что предоставляло Швеции полный контроль над торговлей в регионе.
В результате рассмотрения вопроса было принято решение о начале войны, и назначено время — весна 1655 года. Положительное влияние на такое решение оказывали вести о том, что часть магнатов Речи Посполитой ищут «защиты» у иностранных правителей. В Великом княжестве Литовском часть магнатов уже к концу 1654 года вступила в переговоры со Швецией о «протекции». В выступлениях некоторых членов риксрода проявилась готовность такую «протекцию» оказать.
Однако, в Речи Посполитой категорическим противником союза со Швецией оказался король Ян Казимир. В январе 1655 года под давлением сенаторов королю пришлось отправить в Швецию своего представителя, но полномочий для заключения союза король ему не предоставил. Наоборот, посланец короля выступил с требованием компенсаций Яну Казимиру за отказ от его прав на шведский трон. Позднее шведский король Карл X Густав даже написал царю Алексею Михайловичу, что польский король «ищет… только нашему королевскому величеству всякие шкоды и убытки чинить».
Одновременно Швеция не могла не обратить внимание на создавшееся положение на русско-польских фронтах. Попытки литовских гетманов вернуть занятые русскими войсками земли зимой-весной 1655 года не привели к положительному результату. В это время шведский посланник Удде Эдла доставил в Стокгольм послание от царя Алексея Михайловича в котором указывалось, что царь отдал приказ зимовать своим войскам в Вязьме, для того, чтобы весной начать наступление на коронные города Речи Посполитой. В связи с этим, для Швеции возникала срочная необходимость, не вступая в открытое противостояние с Россией, воспрепятствовать развитию её успехов и поставить под свой контроль стратегически важные для Швеции территории.
В начале 1655 года усилилась активность разных кругов польско-литовской знати по поиску «защиты» у иностранных правителей. В 1655 году магнаты и шляхта Великой Польши обратились с просьбой о защите к бранденбургскому курфюрсту, а бранденбургский агент в Варшаве сообщал, что примас и ряд сенаторов готовы видеть курфюрста на польском троне.
Весной 1655 года в активные переговоры со Швецией вступил великий гетман литовский Януш Радзивилл. Во время переговоров поднимался вопрос о избрании шведского короля на трон Польши. К лету 1655 года в переговоры вступил и виленский епископ. Всё это помогало создать впечатление, что серьёзной войны не будет, а обескровленная Речь Посполитая сама примет шведский протекторат.
Летом 1655 года был готов план предстоящей кампании. Удар должен был быть нанесён с двух сторон. На западе армия фельдмаршала Арвида Виттенберга должна была из шведской Померании начать наступление на земли Великой Польши. Другим направлением должны были стать земли Великого княжества Литовского и польской Ливонии. Первой целью на этом направлении был захват Динабурга, который был одним из главных центров польской Ливонии и контролировал пути на Ригу. Такая необходимость объяснялась выходом русских войск к Западной Двине. Для шведских интересов в регионе возникла необходимость не допустить занятия этого города русскими войсками. После взятия Динабурга предписывалось выслать войска для взятия Браслава. Новый губернатор шведской Ливонии граф Магнус Делагарди должен был занять весь север Великого княжества Литовского с городами Биржи и Ковно, особое внимание уделялось занятию Жемайтии, что обеспечивало приближение шведских границ к Восточной Пруссии. Граф Делагарди получил права на заключение договора с гетманом Радзивиллом и должен был разместить шведские гарнизоны во всех стратегически важных пунктах.

 

 

 

 

 

Проект администратора

Gallery collection by MANTICora Meneltarma - покрас солдатиков